Новости комитета


ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
связи с избирателями




+79525877842

с 09:00 до 14:00


+79198872343

с 14:00 до 18:00


Если заметили какое-то нарушение на нашем сайте, Вы можете нам об этом сообщить и мы незамедлительно предпримем все необходимые меры. Спасибо за содействие.

Блог председателя

«Кадровые эксперименты на ответственных должностях не в традициях вертикали»

Валентина Матвиенко опровергла слухи о своем переходе на другую работу. «Просто прессе нужно вбрасывать в информационное пространство горячие темы», — заявила глава Совета федерации в интервью «Российской газете». В СМИ действительно есть информация о том, что после выборов произойдет смена руководства обеих палат парламента. Что касается Госдумы, то здесь обсуждается замена Сергея Нарышкина на нынешнего куратора внутренней политики Вячеслава Володина. Политический обозреватель Дмитрий Дризе считает: кто бы ни возглавил новую Думу, ему придется непросто.

В СМИ особо нет вариантов, источники во власти также пока ничего не предлагают. Единственная версия на сегодняшний день — новым спикером Госдумы станет нынешний куратор внутренней политики в администрации президента Вячеслав Володин. Нынешний председатель Сергей Нарышкин, возможно, возглавит Службу внешней разведки вместо экс-премьера Михаила Фрадкова или вернется в Кремль на одну из престижных должностей. Новая Дума не хочет более быть бешеным принтером, поэтому одной из главных задач для ее руководства, скорее всего, станет повышение авторитета среди простых граждан.

Володин здесь — хорошая кандидатура. Он опытный политик, при этом не особенно известный широким массам. Вячеслав Викторович внешне не склонен к самопиару, но обладает нужной харизмой, чтобы управлять нижней палатой. На своей нынешней должности добился конституционного большинства «Единой России» в парламенте, протест практически свернут, оппозиция фактически осталась только системная, конструктивная. Конечно, явка на выборах могла бы быть больше, но совсем без недостатков, наверное, не бывает.

Должность спикера для него — повышение: Володин станет публичным политиком с немалым числом властных полномочий. Что касается Нарышкина, Сергей Евгеньевич сдержал Думу в сложное время «болотных» протестов, не позволил палате свалиться в хаос. Да, принятые законы неоднозначны, но, видимо, по-другому было нельзя. Хотя с другой стороны, если Володин все-таки уходит, кто тогда займет крайне ответственный пост куратора внутренней политики, тем более что впереди президентские выборы? Чиновник явно на своем месте, а кадровые эксперименты на столь ответственных направлениях не в традициях вертикали. Есть бывший ответственный за политику Владислав Сурков, сейчас помощник по странам СНГ. Вряд ли он вернется на старую должность: уходил непросто, фактически в его бытность случились те самые протесты, а он еще и высказался как-то непонятно, чуть ли не в поддержку. Впрочем, опытных людей во власти хватает, может, и молодому поручат.

Но главная интрига — в ее отсутствии: как радикально может измениться Дума фактически с одной партией? Невысока вероятность, что она начнет штамповать либеральные законы или вдруг самораспустится. Более того, очень похоже, что седьмой Думе придется утверждать те самые непопулярные меры, о которых не говорит сейчас разве что ленивый. Кризис продолжается, а в стране не все в порядке с доходами. Примечательно, что эти новые законы затронут уже всех и каждого, а не либеральное меньшинство внутри Садового кольца. Так что кто бы ни был спикером, ему придется непросто.

Дмитрий Дризе

«Президент обещал шаги навстречу гражданскому обществу»

Владимир Путин обозначил задачи на ближайшую перспективу после думских выборов. По словам президента, нужно укреплять гражданское общество, обойдясь при этом без шоковой терапии.

В первый день после выборов Кремль отверг утверждения о том, что явка при голосовании была уж совсем неприлично низкой. Это не так — в европейских странах подобное в порядке вещей, то есть результат является вполне легитимным. Владимир Путин объяснил успех «Единой России» сплочением нации перед лицом внешней угрозы и попытками раскачать ситуацию внутри страны, поскольку давление извне по-прежнему имеет место. Можно сделать предварительный вывод — радикальных изменений во внутренней и внешней политике ждать особенно не стоит. Хотя на встрече с правительством президент обещал шаги навстречу гражданскому обществу.

«Во внутренней политике мы, безусловно, должны слушать и слышать все политические силы, в том числе и те, которые не прошли в парламент. Мы должны и будем развивать многопартийную систему в Российской Федерации, поддерживать гражданское общество, включая патриотически ориентированные неправительственные организации», — заявил Путин.

После думских выборов есть целый список вопросов к власти. Главный среди них — какой будет новая Дума, каким путем пойдет государственная власть? Что ляжет в программу Владимира Путина на предполагаемый новый президентский срок? Повторится ли эпоха «бешеного принтера» или есть надежда хотя бы на небольшую оттепель? Что будет с экономикой — реальны ли реформы и решится ли власть на так называемые непопулярные меры, в частности на оперативное повышение налогов и пенсионного возраста? Заявления первого лица можно трактовать как успокаивающие.

«Безусловно, ни в коем случае нельзя допускать перекладывания на плечи людей всей нагрузки. Нужно, безусловно, избавиться даже от намека на какую-либо шоковую терапию», — подчеркнул Путин.

При всей обтекаемости формулировок изменения уже идут. Во-первых, с высокой долей вероятности нас ждет продолжение реформы правоохранительной системы и неизбежная череда громких отставок среди силовиков. Во власти уже появились новые лица, что называется, на перспективу. В том числе глава президентской администрации Антон Вайно, новый омбудсмен по правам ребенка Анна Кузнецова, новоизбранный губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Дмитрий Медведев остается главой правительства и вторым лицом в стране, но при этом нельзя исключать новых кадровых решений в кабинете министров и администрации президента.

Также с высокой долей вероятности в Госдуме поменяется председатель, а с ним, скорее, и имидж нижней палаты. «Бешеный принтер» — звучит не очень приятно для партии власти. В целом думские выборы уже в прошлом — мы автоматом вошли в новую президентскую кампанию. А здесь нужно доказать всему миру легитимность, всенародную поддержку и, что главное, эффективность государственной власти — правильность курса. Так что, во-первых, нужны реальные успехи, а во-вторых, всякое может быть, — вдруг в этот раз для убедительной победы действительно понадобится сильный соперник.

Дмитрий Дризе

Родовые пятна стабильности

Если верить первым результатам, представленным ЦИКом, в Думу проходят четыре партии — так же, как это было начиная с 2004 года. Если верить экзит-полам, то эти партии расположились в том же порядке, что и в 2003, 2007, 2011 годах, разве что в 2003-м на месте «Справедливой России» был блок «Родина», ставший впоследствии донором для этой партии.

Меняются лозунги и рекламные ролики, подходы к избирательной кампании, телеведущие, объявляющие результаты выборов, и даже председатель ЦИКа. Неизменными остаются список партий, порядок их расположения в итоговой таблице и, за вычетом перипетий, связанных с формированием «Справедливой России», имена лидеров. Уже 13 лет партийная система демонстрирует удивительную стабильность, которая может радовать, а может и настораживать.

Итоги выборов для новосозданных и возрожденных партий иначе как катастрофой назвать нельзя. Но и тем, кто сегодня открывает шампанское и прикидывает, какие должности и кабинеты займет на Охотном Ряду, не стоит воспринимать свой результат как небывалый успех.

Обстоятельства, в которых живет общество, меняются, а партии — нет. Проблемы новые, а лидеры все те же, и в общем-то каждый журналист, который взялся бы завести тетрадку с набором партийных цитат в 2007 году, большую часть записанного мог бы использовать в 2016-м. Голосует избиратель за то, что считает нужным, или за тех, к кому привык,— отдельный вопрос.

И главный показатель, который в наибольшей степени должен был бы беспокоить политический класс,— существенное снижение явки: и по сравнению с 2011-м, и особенно в сравнении с 2007 годом. Часть избирателей предпочла промолчать.

Свою роль сыграл перенос выборов с декабря на сентябрь. Но, с другой стороны, на повышение интереса к избирательному процессу должны были сыграть и возвращенные выборы в одномандатных округах, и вдвое выросшее партийное предложение. В любом случае значительная часть избирательных бюллетеней осталась невостребованной, и это проблема для политической системы вне зависимости от того, будет ли это признано официально.

Либо значительная часть граждан не считает нужным поддерживать устойчивость политической системы своим деятельным участием. Это не означает, что они против нее, скорее говорит о текущем равнодушии к общественно-политическому процессу. Которое не может быть вечным.

Либо те, кто не пришел на выборы, не видят ни среди «старых», ни среди «новых» партий и партийцев никого, кто стоил бы похода на участок. Это не означает, что до них никто не может достучаться, просто те, кто обращался в 2016 году, в этот раз не нашли нужных слов.

Успех «старых» партий выглядит доказательством политической стабильности, но фундамент у нее теперь менее основательный. Возможности укреплять ее привычными средствами тоже сокращаются, хотя пока накопленный за 13 лет капитал выглядит достаточным.

Глеб Черкасов
Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ... | 17 | След.